"БЖЗҚ" АҚ сайтына қош келдіңіздер
Алматы қ. Мекенжайы: Алмалы ауданы, Шевченко көш., 80
x

Филиалды таңдаңыз:

  • Абай
  • Абай (ауылы)
  • Әйтеке би
  • Ақкөл
  • Аққу
  • Аққыстау
  • Акмол
  • Ақсай
  • Ақсу
  • Ақсу (ауылы)
  • Ақсу-Аюлы
  • Ақсуат
  • Ақтау
  • Ақтөбе
  • Ақтоғай (ауылы)
  • Ақтоғай (бекеті)
  • Алға
  • Алматы
  • Алтай
  • Арал
  • Арқалық
  • Аршалы
  • Арыс
  • Астана
  • Астраханка
  • Атакент
  • Атбасар
  • Атырау
  • Әулиекөл
  • Аягөз
  • Әйет
  • Б. Момышұлы
  • Балпық би
  • Балқаш
  • Баянаул
  • Бейнеу
  • Бесқарағай
  • Боровской
  • Бородулиха
  • Булаево
  • Глубокое
  • Державинск
  • Ерейментау
  • Есік
  • Есіл
  • Жақсы
  • Жалағаш
  • Жаңаарқа
  • Жаңақорған
  • Жаңаөзен
  • Жаңатас
  • Жаңғалы
  • Жәнібек
  • Жансүгіров
  • Жаркент
  • Жезқазған
  • Железинка
  • Жетісай
  • Жітіқара
  • Жосалы
  • Жымпиты
  • Зайсан
  • Зеренді
  • Индер
  • Ертіс
  • Казталов
  • Қазығұрт
  • Қалбатау
  • Қандыағаш
  • Қапшағай
  • Қарабалық
  • Қарабұлақ
  • Қарағанды
  • Қаражал
  • Қарасу
  • Қаратау
  • Қаратөбе
  • Қарауылкелді
  • Қарқаралы
  • Қаскелең
  • Қасым Қайсенов
  • Кеген
  • Кентау
  • Қобда
  • Көкпекті
  • Көкшетау
  • Комсомольское
  • Қордай
  • Қостанай
  • Құлан
  • Күлсары
  • Курчатов
  • Күршім
  • Қызылорда
  • Құрманғазы
  • Ленгер
  • Лисаковск
  • Мақат
  • Макинск
  • Маңғыстау
  • Мәртөк
  • Махамбет
  • Меркі
  • Миялы
  • Новоишимское
  • Нұра
  • Осакаровка
  • Өтеген батыр
  • Павлодар
  • Петропавл
  • Пресновка
  • Риддер
  • Рудный
  • Сайқын
  • Сарань
  • Сарқанд
  • Сарыағаш
  • Сарыкөл
  • Сарыөзек
  • Сәтпаев
  • Саумалкөл
  • Семей
  • Сергеевка
  • Степногорск
  • Т.Рысқұлов
  • Тайынша
  • Талғар
  • Талдықорған
  • Талшық
  • Тараз
  • Тасқала
  • Текелі
  • Темірлан
  • Теміртау
  • Тереңкөл
  • Тереңөзек
  • Тобыл
  • Торғай
  • Төретам
  • Түркістан
  • Ұзынкөл
  • Ұзынағаш
  • Үлкен Нарын
  • Орал
  • Ұржар
  • Өскемен
  • Ушарал
  • Үштөбе
  • Федоровка а.
  • Форт-Шевченко
  • Хромтау
  • Чапаев
  • Шыңғырлау
  • Шонжы
  • Шалқар
  • Шарбақты
  • Шардара
  • Шәуілдір
  • Шахтинск
  • Шаян
  • Шелек
  • Шемонаиха
  • Шетпе
  • Шиелі
  • Шолаққорған
  • Шортанды
  • Шу
  • Шұбарқұдық
  • Шымкент
  • Щучинск
  • Екібастұз
  • Явленка
 жеке
 кабинет
 бізге
 жазыңыз
 сайттан
 іздеу
1418
 байланыс
 орталығы

БАҚ БІЗ ТУРАЛЫ


03.06.2022

Вызовы демографии и решения

Мы уже сейчас должны готовиться к демографической ситуации, которая будет наблюдаться в 40-50-х годах нашего века, заблаговременно адаптировав пенсионную систему страны к новым реалиям в пенсионном обеспечении. Их формируют два глобальных тренда, затрагивающие пенсионные системы большинства стран мира: постепенный рост продолжительности жизни и снижение рождаемости. Отмеченные тренды ведут к неуклонному изменению возрастной структуры и старению населения. В Казахстане, так же, как в ряде других стран, дополнительно наблюдается количественный провал в нынешних возрастных группах от 15 до 24 лет, вызванный снижением рождаемости в кризисные 1990-е годы.

Ожидается, что в ближайшие годы доля молодого населения страны будет расти, но начиная с 2030 года, она сократится примерно на 5%. Что означает и изменение пропорции работающих людей к пенсионерам. И если лет 10 назад соотношение было 7,7 к 1, то к 2050 году оно будет уже 3,6 к 1.

На такие выводы наводит чтение «Справки по демографическим прогнозам ЕНПФ». Документ подготовлен квалифицированными специалистами-актуариями фонда. В нем, как говорится, ничего лишнего – отчет составлен на основе комплексных долгосрочных расчетов и статистических данных, с учетом прогнозов развития макроэкономических показателей страны.

По данным справочника «Демографический ежегодник Казахстана за 2016-2020 годы», население страны на 1 января 2021 года составило 18 879 552 человека. При этом наблюдалась следующая разбивка по возрастным группам: до 25 лет – 7 869 846 чел. (41,7%); от 25 до 65 лет – 9 534 685 чел. (50,5%); старше 65 лет – 1 475 021 чел. (7,8%). При этом обращает на себя внимание количественный провал в молодых возрастных группах (от 15 до 24 лет), что является следствием резкого снижения рождаемости в 1990-х и начале 2000-х годов.

Анализируя текущую ситуацию, авторы актуарных расчетов прогнозируют, что в ближайшем будущем доля молодого населения будет расти, но примерно с 2030 года она сократится примерно на 5%. Причем подобная динамика наблюдается как в прогнозе ЕНПФ, так и в прогнозе ООН.

«Разница в уровнях прогнозов обусловлена, прежде всего, тем, что прогноз ООН был сделан до пандемии COVID-19, а значит, не учитывает ее текущее и среднесрочное влияние: пониженную смертность молодого населения и возросшую смертность среди старшего поколения, а также сложившийся рост рождаемости в 2020 году», – отмечается в комментарии ЕНПФ.

При этом доля пожилого населения будет неуклонно расти на всем горизонте прогнозирования. Составленные специалистами возрастно-половые пирамиды по годам указывают на первые признаки старения населения «снизу» уже в 2000 году. Причиной того – резкое сокращение рождаемости в 1990-х годах. Эта группа населения достигла возраста 20-30 лет в 2020 году и достигнет предпенсионного возраста в 2050 году. В свою очередь, дети от этой возрастной когорты формируют первую волну так называемого «демографического эха», то есть, речь о детях этих людей.

В 2050 году им будет от 15 до 30 лет. И это будет еще одна меньшая по численности когорта населения в сравнении с соседними возрастными группами. При этом другой особенностью пирамиды 2050 года является наблюдаемое старение населения «сверху» в результате увеличения продолжительности жизни и снижения смертности в старших возрастах, подчеркивают аналитики ЕНПФ. 

«Процессы старения населения в Казахстане будут снижать так называемый «коэффициент потенциальной поддержки», рассчитываемый как количество людей трудоспособного возраста – от 25 до 64 лет, поделенное на количество людей в возрасте 65 лет и старше, – отмечается в исследовании. – Ожидаемый рост численности пожилого населения вкупе с сокращением доли населения от 25 до 64 лет до 2030 года означает, что, по прогнозам ЕНПФ и ООН, в Казахстане за период с 2020 по 2050 год почти в 2 раза снизится «коэффициент потенциальной поддержки»: на 1 пенсионера в возрасте 65+ будет приходится лишь 3,64 человека трудоспособного возраста, что увеличит «нагрузку» на трудоспособное население».

И далее: «Другим используемым показателем измерения уровня старения населения является доля лиц в возрасте старше 60 лет. Его использование также указывает на начавшиеся процессы старения населения в Казахстане. Согласно шкале демографического старения Божё-Гарнье-Россета, в настоящее время Казахстан стоит на пороге начального уровня демографической старости».

Можно, конечно, сказать, что эти проблемы более актуальны для пенсионных систем с бюджетным, основанным на солидарных принципах подходом финансирования, когда пенсионное обеспечение по старости старших возрастных групп полностью обеспечивается из отчислений молодым работающим поколением. Для стран с распределительной системой, основанной на солидарности поколений, это действительно является очень серьезной проблемой, в сравнении со странами, имеющими индивидуальную накопительную пенсионную систему, являющуюся более устойчивой к демографическим и экономическим процессам развития.

Тем не менее, подчеркивают в ЕНПФ, отмеченные демографические тренды будут оказывать влияние в целом как на экономику страны, так и на систему пенсионного обеспечения в частности.

«Низкие прогнозные значения коэффициента потенциальной поддержки подчеркивают потенциальное влияние процессов старения населения в Казахстане на рынок труда, экономические показатели, а также на увеличение нагрузки на государственный бюджет в части социального и пенсионного обеспечения, с которыми Казахстан может столкнуться в ближайшие десятилетия», – говорят аналитики ЕНПФ.

– В рамках Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы в Казахстане продолжается работа по разработке принципов перехода от базовой пенсии к минимальной гарантированной пенсии, что очень важно с учетом постепенного сокращения солидарного компонента пенсии. В этих условиях исследования демографических трендов имеют важное практическое значение, – отмечает заместитель председателя правления АО «ЕНПФ» Сауле Егеубаева. – Пенсионная система Казахстана многоуровневая. В настоящее время выходят на пенсию люди, еще имеющие стаж работы до 1998 года (в тот период пенсионные отчисления осуществлялись в госбюджет), поэтому в структуре их пенсий есть солидарный компонент, который и выплачивается из госбюджета. Но, начиная с 2040-х годов, этого компонента у вновь выходящих на пенсию не будет. Поскольку на пенсию начнут выходить люди, у которых трудовая деятельности началась после 1998 года, соответственно, весь период своей трудовой деятельности они отчисляли (или должны были отчислять) пенсионные взносы на свои индивидуальные накопительные пенсионные счета. В результате, структура их совокупной пенсии будет включать в себя два основных компонента (базовый из госбюджета и накопительный из ЕНПФ), и ее размер в значительной мере будет зависеть от индивидуальных пенсионных накоплений гражданина. Для обеспечения адекватного пенсионного дохода, в соответствии со стандартами Международной организации труда, получаемая пенсия должна составлять не менее 40% от утраченного дохода. При этом, в развитых странах целевое значение этого показателя выше и составляет 60-70% от утраченного заработка. В настоящее время этот показатель в Казахстане – с учетом солидарного компонента пенсии – составляет около 52%. Для сохранения и роста уровня пенсионных доходов граждан в долгосрочной перспективе важно обеспечить рост пенсионных накоплений граждан, в том числе внедрение обязательных пенсионных взносов работодателя (предусмотрен с 2023 года в размере 5% – прим. ред.), а также развить базовый компонент совокупной пенсии из госбюджета. Актуарии ЕНПФ принимают активное участие в таких расчетах совместно с уполномоченными государственными органами.

Еще один фактор, который вызывает опасения экспертов, – уровень рождаемости (число детей, рожденных на 1 женщину), который по прогнозам может снизиться к 2050 году до 2,13 (т.е. до уровня простого замещения, не обеспечивающего рост населения).

– Несмотря на то, что в последние три года число родившихся значительно выросло против показателей предыдущих лет (в 2019 году – 402,3 тыс. младенцев, 2020 г. – 426,8 тыс., 2021 г. – 450,7 тыс.) и показатель рождаемости по итогам 2021 года (число детей на 1 женщину) составил самое высокое значение за последние 10 лет (3,32 ребенка на 1 женщину), долгосрочный прогноз этого показателя имеет нисходящую тенденцию и может составить, согласно прогнозам ООН, к 2050 году 2,13, – продолжает Сауле Аскаровна. – Обусловлен этот прогноз рядом факторов, в том числе усилением глобальных процессов и трендов по урбанизации, гендерного равенства и участия женщин в социально-экономической сфере, а также повышением показателя возраста женщин при рождении первого ребенка. В Казахстане по итогам 2021 года году данный показатель составил 25,2 года, тогда как в 2000 году, к примеру, – 23,7 года.

Если рассматривать все эти факторы в комплексе, становится понятно, что любая распределительная система при таком раскладе эффективно работать не может, поскольку соотношение пенсионеров и работающих неуклонно снижается и фактически значительно ниже, чем было лет 30-40 назад. Поэтому в пенсионном обеспечении многих стран основное развитие получает накопительный компонент.

Ну и краткие выводы актуариев ЕНПФ: «В Казахстане прогнозируемая численность населения к концу 2050 года достигнет 25 млн человек, хотя темпы прироста замедлятся. При этом 58% прогнозируемого роста будет достигаться благодаря «демографическому импульсу» (текущей возрастной структуре), а 42% прогнозируемого роста – за счет рождаемости выше уровня простого замещения и увеличения продолжительности жизни.

С ростом населения будет неуклонно расти число пожилых людей в стране: ожидается, что доля людей в возрасте 60 лет и старше вырастет с текущих 12% до 18,5% к 2050 г.; доля людей в возрасте 65 лет и старше вырастет с текущих 7,8% до 13,1% к 2050 г.».

Какие варианты решения этой задачи? Повышение пенсионных сбережений граждан за счет диверсификации пенсионных отчислений: обязательных пенсионных взносов работника (10%), обязательных пенсионных взносов работодателя в пользу своих работников (5%), добровольных пенсионных взносов работника и работодателя. Рост сбережений граждан позволит повысить размер накопительной пенсий в будущем. Также важно укрепление государственного компонента пенсии – переход от базовой к минимальной гарантированной пенсии со стимулированием трудового стажа и занятости.

В международной практике размер государственной пенсии напрямую зависит от трудового стажа, а размер накопительной пенсии – от сумм и регулярности взносов на индивидуальный пенсионный счет (ИПС). Это сильные мотиваторы для роста занятости и прозрачности доходов работников. Если в течение года человек сделал не 12, а, к примеру, 3 взноса, а течение пяти лет не 60 взносов, а всего 15, то и стаж для расчета базовой пенсии из госбюджета будет меньше, поскольку он основан на фактическом числе месяцев стажа, подтвержденных взносами на ИПС.

– В целом актуарные исследования дают нам прогноз ожидаемого повышения продолжительности жизни, снижения рождаемости в долгосрочной перспективе и роста доли пожилых людей в структуре населения, – резюмирует Сауле Егеубаева. – Учитывая эти тенденции, проводится подготовка к демографическим изменениям, которые будут наблюдаться в 2040-2050-х годах. С учетом демографических вызовов Казахстан должен своевременно адаптировать свою пенсионную систему, обеспечить ее устойчивость, создать условия для получения адекватных пенсий своим гражданам после завершения активной трудовой деятельности.

 


Тізімге оралу