2024 год стал продолжением глобальных тенденций старения населения и снижения рождаемости, которые оказывают значительное влияние на пенсионные системы разных стран, в том числе Казахстана.
Согласно прогнозам, в Казахстане численность населения к концу 2050 года достигнет 26,3 млн человек.
• Продолжительность жизни и доля пожилых людей
Однако демографическая пирамида страны постепенно меняется: наблюдается старение населения, сокращение доли трудоспособного населения и увеличение числа пенсионеров.
Ожидаемая продолжительность жизни после снижения на фоне пандемии в 2020 – 2021 гг. повысилась с 70,23 в 2021 году до 75,44 лет в 2024 году.
Динамика изменения средней продолжительности жизни в период с 2013 по 2024 годы представлена следующим образом:
Прогнозы как ЕНПФ, так и ООН показывают, что к 2050 году будет наблюдаться высокий уровень демографической старости по причине роста продолжительности жизни (доля людей в возрасте 60 лет и старше в общем объеме населения выросла с 9,7% в 2009 году до 13,9% в 2024 г. и по прогнозам продолжит расти до 19% к 2050 г., то есть к 2050 году в среднем каждый пятый казахстанец будет в возрасте 60 лет и старше).
Факт и прогноз доли людей в возрасте 60 лет и старше в общем объеме населения
• Суммарный коэффициент рождаемости
Значительное влияние на структуру населения оказывает суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т. е. примерно от 15 до 50 лет).
Данный показатель снизился с 3,32 в 2021 году до 2,80 в 2024 г. Согласно прогнозам ООН, ожидается дальнейшее снижение коэффициента рождаемости в Казахстане до 2,39 ребенка на одну женщину к 2050 году.
Снижение рождаемости является глобальной тенденцией для всего мира. В условиях постепенного снижения показателей рождаемости и увеличения продолжительности жизни всё меньше людей выходят на рынок труда, дисбаланс между пенсионерами и трудоспособным населением продолжает расти.
• Сальдо миграции
Представительство ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения) в Казахстане в отчете Анализ положения в области народонаселения Республики Казахстан прогнозирует постепенное достижение сальдо миграции 0 на 1000 человек к 2050 году, что объясняется «экономическим развитием республики, которое сопровождается высоким спросом на рабочую силу, постепенным исчерпанием потенциала значительной этнической эмиграции, быстрым ростом населения в странах к югу от Казахстана».
Ниже приведено количество иммигрантов и эмигрантов за 2016 - 2024 годы:
Как видно, после пандемии ежегодная численность прибывающих в Казахстан за последние три года выросла в 2,7 раза, тогда как число выбывших с 2020 года снизилось в 2,3 раза.
• Коэффициент потенциальной поддержки
Коэффициент потенциальной поддержки, рассчитываемый как количество людей трудоспособного возраста (от 25 до 64 лет), поделенное на количество людей в возрасте 65 лет и старше, продолжает снижаться.
Соотношение людей трудоспособного возраста (25-64 лет) к пенсионерам (65+ лет) снизилось с 7,7 в 2012 году до 5,2 в 2024 г. Согласно прогнозам, как ЕНПФ, так и ООН, в Казахстане коэффициент потенциальной поддержки снизится до 3,4 к 2050 г., что увеличит «нагрузку» на трудоспособное население.
Факт и прогноз коэффициента потенциальной поддержки
Актуальность многоуровневой (смешанной) пенсионной системы в условиях глобальных демографических изменений
Напомним, что в Глобальном пенсионном индексе Института Mercer CFA по итогам 2024 года, в котором из стран СНГ была представлена только пенсионная система Казахстана, подчеркивается необходимость модернизации пенсионных систем с учётом демографических тенденций – сокращения рождаемости и роста продолжительности жизни.
В этих условиях наиболее эффективна многоуровневая (смешанная) система, включающая государственный и накопительный компоненты, аналогичная действующей в Казахстане. Такая модель успешнее решает задачу адекватного пенсионного обеспечения и является более устойчивой к демографическим и экономическим процессам развития.
Однако стоит учесть, что солидарная пенсия в Казахстане постепенно сокращается, поскольку рассчитывается с учётом стажа до 1998 года. Обязательные пенсионные взносы в размере 10 % могут быть недостаточными для достойного пенсионного обеспечения. Поэтому предприняты меры по усилению накопительного компонента, одной из которых является поэтапное введение с 2024 года ОПВР в пользу работников, рожденных в 1975 году и позднее. Таким образом, в настоящий момент в Казахстане ответственность за пенсионное обеспечение граждан несут государство, работник и работодатель, как принято в мировой практике.
Необходимость личного пенсионного планирования в условиях демографических сдвигов
В условиях демографических сдвигов, связанных со старением населения и снижением рождаемости, необходимость личного пенсионного планирования становится особенно актуальной. Осознанный подход к формированию собственного пенсионного капитала позволяет снизить зависимость от государственной поддержки и обеспечить достойный уровень жизни на пенсии.
Накопительная пенсионная система стимулирует людей проявлять активность в вопросе повышения размера своей пенсии. Если, к примеру, по мнению вкладчика, для достижения приемлемой пенсии недостаточно 10% ежемесячных обязательных пенсионных взносов, то можно дополнить их добровольными пенсионными взносами (ДПВ). Граждане платят ДПВ по собственной инициативе, самостоятельно устанавливая их размер и периодичность. Причем вносить их можно не только за себя, но и за своих близких, в том числе и за несовершеннолетних детей.
Также можно при желании воспользоваться правом передавать до 50% обязательных и до 100% добровольных накоплений в управление частным компаниям - управляющим инвестиционным портфелем (УИП). Кроме того, рассматриваются предложения по введению мультипортфельного управления с правом выбора вкладчиками портфелей с разными инвестиционными стратегиями от УИП. Эти меры направлены на повышение эффективности управления с учетом выбора вкладчиков.
Для прогнозирования и планирования пенсии ЕНПФ предлагает два удобных инструмента: «Пенсионный калькулятор» и «Персональный план пенсионных накоплений». Они доступны на сайте и в мобильном приложении ЕНПФ. С их помощью можно рассчитать будущую пенсию и разработать план ее увеличения.
Итак, персональное пенсионное планирование - это индивидуальная стратегия увеличения накоплений. Оно включает прогнозирование пенсии при имеющихся возможностях, оценку пенсионных потребностей, постановку целей, выбор инструментов накопления (к примеру, использование ДПВ, передача части накоплений в УИП), отслеживание регулярности и полноты взносов, контроль и при необходимости корректировку.
Таким образом, изменения в демографической структуре общества требуют от граждан большей ответственности за свое пенсионное будущее. При этом осознанное персональное пенсионное планирование становится необходимостью. Чем раньше его начать, тем выше шансы на финансово комфортную и достойную старость.