Logo
Вернуться к содержанию
Выпуск №36 (2025)

Цифровизация — не просто удобство. Это возможность сделать социальное обеспечение граждан более доступным и справедливым для каждого

Казахстан вошел в топ-10 стран по развитию онлайн-услуг

Цифровизация услуг в Казахстане охватывает все больше различных областей нашей жизнедеятельности и становится важнейшим инструментом в сфере социального обеспечения. Она упрощает процессы, делает их более быстрыми, а услуги – более доступными для граждан. Электронные очереди, онлайн-заявления, автоматическое начисление выплат, онлайн-консультации через социальные сети — всё это не только экономит время, но и снижает нагрузку на сотрудников социальных служб. В Казахстане, с его огромной территорией и отдалёнными регионами, цифровизация особенно важна. Она позволяет людям в самых удалённых уголках страны получить доступ к тем же услугам, что и жителям крупных городов. Кроме того, технологии помогают сделать обслуживание более гибким.

Согласно международным оценкам, развитие онлайн-услуг и в целом цифровизации в нашей стране выглядит впечатляющим. Так, по данным ООН, в 2024 году Казахстан вошёл в топ-10 в рейтинге стран по онлайн-услугам. Рейтинг учитывал 193 страны. Для более наглядного понимания уровня развития, отметим какие государства также вошли в первую десятку. Это Южная Корея, Дания, Эстония, Саудовская Аравия, Украина, Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия и Япония.

Среди стран, которые уступили Казахстану: Китай (11-е место), Германия (12-е место), Австралия (14-е место), Нидерланды (15-е место), ОАЭ (16-е место), США (17-е место).

Отдельные страны СНГ оказались существенно ниже РК в рейтинге: Армения заняла 53-е место, Россия — 56-е, Узбекистан — 5-е, Азербайджан — 67-е, Кыргызстан — 89-е, Беларусь — 97-е, Таджикистан — 130-е, Туркменистан — 172-е.

В свою очередь, АО «ЕНПФ» на протяжении всей своей деятельности также стремится к улучшению качества обслуживания своих вкладчиков и постоянно расширяет линейку сервисов, предоставляемых в цифровом формате. На сегодняшний день, более 90% пенсионных услуг предоставлены ЕНПФ в онлайн-формате. Вкладчики в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении имеют возможность получить выписку со своего счета за любой период, изменить личные реквизиты, подать заявление на перевод части накоплении в УИП или на возврат их под управление Нацбанка, ознакомиться с необходимым перечнем документов при выезде на ПМЖ и многое другое.

Пенсионный калькулятор, автоматический расчет персонального пенсионного плана - позволяют гражданам заранее планировать своё будущее и принимать более обоснованные финансовые решения.

С начала года ЕНПФ оказал порядка 20 млн услуг. Из общего количества оказанных услуг более 9 млн было проведено в электронном формате, 9,6 млн — в автоматическом. Таким образом, суммарная доля услуг, оказанных в онлайн-формате, составила 98 % от общего количества.

Наиболее популярные услуги, предоставляемые ЕНПФ, доступны в личном кабинете https://cabinet.enpf.kz/, на сайте enpf.kz или в мобильном приложении.

Стоит отметить, что ЕНПФ уделяет также особое внимание обеспечению безопасности и конфиденциальности пенсионных накоплений, и придерживается высоких стандартов безопасности данных. Так, в рамках усиления кибербезопасности в последние годы был внедрен ряд информационных систем, обеспечивающих защиту информационных ресурсов. Новшества состоят из системы противодействия кибератакам и защиты веб-серверов, каналов связи и информационных ресурсов от DDoS-атак, системы обнаружения и изучения вредоносной активности на рабочих станциях и устройствах, а также системы управления событиями информационной безопасности для обнаружения и анализа угроз. Также внедрена система двухфакторной аутентификации, значительно повышающая эффективность защиты информационных систем и сервисов фонда.

Вместе с тем, ЕНПФ регулярно проходит международный аудит систем управления информационной безопасностью в соответствии с международными стандартами и требованиями, что обеспечивает объективность и надежность результатов, гарантирует вкладчикам полную защиту их конфиденциальных данных и строгое соблюдение нормативных требований в области информационной безопасности.